Среда обитания

В Бахрейне Навального нет, но все остальное присутствует

В ночь на субботу полиция и силы госбезопасности Бахрейна подавили многотысячные антиправительственные выступления, охватившие в пятницу пригороды Манамы, столицы этого небольшого островного государства. Власти обильно применяли слезоточивый газ, что привело к массовым отравлениям. Протесты вызвал очередной арест известного правозащитника Набиля Раджаба, которого обвиняют в «подстрекательских публикациях», размещенных в социальных сетях.
 

Начиная с февраля, акции протеста против ущемления политических свобод и прав шиитов, составляющих подавляющее большинство населения страны, проходят в Королевстве Бахрейн чуть ли не ежедневно. Обычно дело ограничивается небольшими митингами и пикетами, но на этот раз, как и в преддверии проходивших в этой стране в апреле международных спортивных соревнований «Формула-1», на демонстрации протеста вышли десятки тысяч человек.

Сажают даже детей

Помимо очередного ареста Набиля Раджаба, которому власти не могут простить публикаций о пытках в бахрейнских тюрьмах, подданных короля Хамада бин Исы аль-Халифы возмутило преследование детей, задерживаемых во время антиправительственных акций.

На следующей неделе в Манаме состоится резонансное судебное разбирательство по делу 11-летнегго мальчика Али Хасана, арестованного в прошлом месяце. Школьнику, обвиняемому в антиправительственной деятельности, даже экзамены в этом году пришлось сдавать за решеткой. Его адвокат Мохсен аль-Алави настроен решительно, обвиняя правоохранительные органы в пренебрежении законом. Он ссылается на  опубликованные еще семь месяцев назад выводы официальной комиссии, признавшей, что полиция и силы  безопасности систематически нарушают права человека.

Реформы и дубинки

Власти утверждают, что после того скандального доклада в стране были проведены реформы, но оппозиция называет их «косметическим ремонтом». Ведь и на этот раз при разгоне демонстрантов полицейские широко применяли слезоточивый газ что, как всегда в таких случаях, привело к массовым отравлениям. Кроме того, стражи порядка использовали так называемые звуковые бомбы, не говоря уже о полицейских дубинках.

Основной митинг, проходивший на шоссе при въезде в Манаму закончился, после того как полиция пустила в дело газ. Но в близлежащих деревнях люди продолжали митинговать. Там, уже в отсутствие теле- и фотокамер журналистов, спецназовцы, как сообщают арабские и иранские СМИ, показали себя во всей красе, устроив избиение протестующих.

Международные правозащитные организации сообщают о гибели 50 человек с тех пор, как в феврале прошлого года в стране начались волнения, подавленные при помощи союзников бахрейнского короля по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива, прежде всего Саудовской Аравии и Катара.

Непокорный Раджаб

Теперь король Хамад бин Иса обещает «продолжение реформ». Ожидается, что на следующей неделе он объявит о расширении участия шиитов в управлении страной. Ведь одно из основных требований демонстрантов – допуск представителей их конфессии на руководящие должности, включая сферу безопасности.

Одновременно власти должны, наконец, решить судьбу Набиля Раджаба. Уезжать из страны он не собирается, несмотря на все аресты, периодические уличные нападения на него и постоянные угрозы физической расправы. За его судьбой внимательно следят такие международные правозащитные структуры как  Human Rights Watch (чьим ближневосточным представителем он является) и Amnesty International.

В апреле военный суд Катара выпустил предписание о возбуждении против Раджаба уголовного дела по факту публикации на его микроблоге в «Твиттере» фотографий скончавшегося в тюрьме бахрейнского оппозиционера и правозащитника Али Исы Сакра, которые наглядно демонстрируют, что заключенного жестоко пытали. Военные следователи утверждают, что эти снимки сфальсифицированы.

Запад не поможет?

Выпускник факультета политологии и истории Университета Пуны (Индия) 48-лений Набиль Раджаб – давний противник бахрейнских властей. С 1999 года, когда в королевстве закончилось действие «закона о безопасности», пресекавшего любую независимую общественную деятельность, Раджиб получил возможность легально работать в созданном им Бахрейнском комитете защиты прав человека.

Помимо отстаивания интересов граждан своей страны, он также развернул работу по защите прав гастарбайтеров – рабочих из Индии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии. В 2007 году парламент Бахрейна принял закон о запрете неженатым мигрантам проживать в жилых районах острова – им предписывалось жить в изолированных «спецкомплексах».

Раджаб расценил этот закон как расистский, потребовав его отмены. «Это ужасно, что Бахрейн пользуется плодами тяжелой работы этих людей, но отказывает им в праве на равенство и человеческое достоинство», – это заявление правозащитника вызвало гнев высочайших особ. Тогда его спасло избрание председателем ассоциации по защите прав азиатских рабочих KARAM, неправительственной организации, базирующейся в Куала-Лумпуре. Во избежание международного скандала власти Бахрейна не стали тогда раскручивать очередное «дело» против своего оппонента.

Поможет ли ему в нынешней ситуации заступничество западных правозащитников, сказать сложно. Во всяком случае, на «самую демократическую страну мира» – США – он явно не рассчитывает. В одном из своих интервью «Аль-Джазире» Раджаб заявил: «Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты вспоминают о демократии только в тех странах, с которыми у них возникают проблемы, а к «своим» диктатурам относятся очень мягко». На острове Бахрейн, напомним, расположена штабная база Пятого флота ВМС США.

Автор: Алексей Андреев
подписаться на канал
Комментарии 0