Просвещение

Мохши – новая Троя исламской цивилизации

В этом году исполняется 700 – лет принятия ислама Золотой Ордой. В 1312 году власть в Дешт-и-Кипчаке перешла к молодому и амбициозному хану Узбеку, сразу объявившему об исламизации на огромной территории империи чингизидов.

Важному историческому шагу предшествовали крупные политические события того времени: принятие ислама в качестве государственной религии Волжской Болгарии (922), падение Хазарского каганата (965), принятие христианства в качестве государственной религии Киевской Руси (988). Но, ни дипломатическая поддержка Багдадским халифатом своего мавля (верноподданного) – царя Алмуша, ни принятие ислама, не смогли спасти булгарское царство. В 1240 году, после опустошительных походов монгольской армии в 1236 и 1239 годах, Волжская Булгария прекратила свое существование и вошла в состав Золотой Орды. При этом исламу вскоре было суждено вновь обрести статус государственной религии. На этот раз уже в более крупных масштабах на территории северной Евразии.

Прогрессивность хана Узбека заключалась в том, что он первым из язычников – наследников улуса Джучи, осознал значение ислама, как объединяющего фактора в построении сильной системы государственной власти. Он, также, понимал, что в условиях противостояния с католическим Западом и укреплением православия в русских княжествах, именно ислам способен объединить многочисленные этносы, входящие в состав некогда мощной монгольской империи, но уже раздираемой кланово-родовыми распрями.

Почему же роль и значение личности хана Узбека многими современными историками до сих пор не оценена? Факт существования созданного им города Мохши (Наручадь, Наровчат), где ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды общеизвестный, но больших приготовлений к юбилейной дате что-то не наблюдается.

У Москвы, которая долгие годы находилась в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды, на то свои причины. Казань, по-видимому, не простила монголам разорения и завоевания Волжско-Камской Булгарии, которая считается прародиной тюрков и основным источником татарского этногенеза,

А вот Пенза, на территории которой в начале XIV века ханы выдавали великим князьям ярлыки на управление русскими землями, могла бы отметить такое событие вполне достойно. Всему виной – правила политеса.

В следующем году Пенза отметит свое 350- летие. В рамках юбилейных торжеств планируется установить и памятник «отцу – создателю» – русскому царю Алексею Михайловичу Романову, подписавшему указ о возведении града- крепости Пензы. Львиная доля юбилейных мероприятий к 350- летию города финансируется из федерального бюджета.

Намного сложнее с ханом Узбеком. На основании совокупности письменных и археологических источников исследователи пришли к выводу, что из тридцати лет своего правления он первые восемь лет находился в северной столице улуса Джучи – на территории сурского края, Но пензенскому губернатору Василию Бочкареву, как-то неудобно ворошить историю и напоминать администрации Кремля про хана, которому кланялись русские князья, по сути, данники и вассалы Золотой Орды.

Есть и другие накладки. Основание Мохши и 700 – летие принятия ислама Золотой Ордой, совпадает с 400- летием правления династии Романовых, положивших начало установлению родственных отношений с царствующими династиями Европы, в то время как правление Рюриков знаменовало собой тесное сближение со знатными родами половецких и золотоордынских ханов.

Главная же неувязка в том, что история средневековой Мохши (сегодня имеет статус села Наровчат), затмевает своей славой современную Пензу. Эпитет «аль-Махруса» – Мохши Богохранимый, указывал на его особую значимость в ряду золотоордынских городов, а это накладывает огромные обязательства на организаторов юбилейных торжеств, при скудности расходной части областного бюджета. Вот именно поэтому о золотоордынском периоде сурской истории местные краеведы предпочитают не вспоминать.

В прошлом году, например, в Наровчате возвели памятник легендарной мордовской царице Нарчатке. По преданиям она защищала свой город и погибла в бою с воинами Батыя. Что же касается хана Узбека, то на открытии монумента его имя даже не упоминалось.

В этой связи обращают на себя внимание последние публикации, авторы которых предлагают дать непредвзятую оценку роли Золотой Орды в отечественной истории, призывают мусульманскую общественность России выступить активными инициаторами подготовки к масштабным мероприятиям, связанным с 700-летием принятия ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде.

Однако не стоит забывать о роли Золотой Орды, как крупнейшего государственного образования средневековья, в мировой истории. При хане Узбеке, а также в годы правления его сына Джанибека, Золотая Орда достигла наивысшего расцвета. Она торговала с государствами Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем и странами Западной Европы.

Наличие в Мохши таких инженерных сооружений: как водопроводы, бани и дома с подогревом полов горячим паром, свидетельствовало о высоком экономическом развитии городской культуры в начале XIV века. На политическое значение столицы северного улуса указывал тот факт, что там чеканились медные (пулы) и серебряные (дирхемы) – монеты, а возведение в городе мечетей, медресе, мавзолеев и караван-сараев подчеркивало огромную потребность в распространении ислама.

Локальный ислам, существовавший в Волжской Булгарии, при хане Узбеке перерос в мощную религиозную систему, которую оценили и приняли тюркские этносы, потомками которых сегодня являются мусульманские народы регионов России и стран СНГ.

Поскольку ареал распространения ислама имел место не только на территории Российской Федерации, а Золотая Орда сыграла огромное значение в судьбе многих мировых держав, сама юбилейная дата, приуроченная к 700 – летию принятия ислама Золотой Ордой, достойна оценки таких международных институтов, как ЮНЕСКО.

Такие города, как Булгар, Мохши и Увек – таят еще много сенсаций, и мы их должны сохранить для потомков, как памятники исламской цивилизации и мировой культуры. Наровчатские аборигены рассказывали, что в окрестностях Мохши и вдоль границ Ногайской дороги местные люди и черные археологи находили кувшины с кладами монет, на которых было отпечатано изображение хана Узбека.

Древние центры ислама еще ждут своего Генриха Шлимана, подарившего в свое время миру Трою и Микены в Малой Азии, древнегреческие Орхомен и Тиринф.

подписаться на канал
Комментарии 1
  • Тщетно ожидание того, что муравьи оценят величие слона. :) Что могут понять в истории жалкие пензенские провинциалы, предки которых отказались от Ислама, крестились, забыли родной татарский язык и превратились в тех, на кого теперь без слез и не взглянешь? :) Нам нужно не требовать празднований от кого-то, нам нужно самим праздновать наши памятные даты. Начнем с себя! А остальные по ходу подтянутся! :)
    (16)
    4 мая'2012 в 02:08