Просвещение

Религия перед Всевышним - Ислам-Единобожие

В своё время ученые, задававшиеся вопросами единых истоков человечества, наблюдая за общими закономерностями человека, впоследствии совершили открытие «генетического Адама» и «генетической Евы». Аналогично допустимо вопрошать и в религиозном аспекте, что, быть может, ввиду наличия общих соприкосновений в различных системах вероисповеданий и философски-религиозных, существует и единая общая религия-исток. И тогда вполне вероятно то, что её истинное проявление есть и поныне.

Известно, что с религиозной точки зрения религия происходит от Всевышнего. Но при этом каждая конкретная религия считает именно себя изначальной и правильной формой религии. Поэтому до сих пор нет единой и скомпонованной религиозной концепции развития. Например, в политеизме с его ориентацией на природные и цикличные процессы, строго говоря, вообще нет никакой идеи развития.  Некоторые исследователи, вопрошали себя подобной темой и предполагали существование универсальных законов общественного развития и полного тождества исторических путей разных народов, начиная с Тэйлора, Моргана и Фрэзера. А последний даже внёс весомое теоретизирование и упрочение позиций данной школы. Но, с точки зрения единобожника, они впали в крайность, обосновывая везде суть суммы независимой эволюции единичных элементов культуры и социальной структуры от низших форм к высшим, «от дикости к цивилизации». Впоследствии на эту сторону баррикад идейные последователи примешали, используя, другие идеи и воззрения таких мыслителей как Малиновский, Дюркгейм, Рид, Монтескье, Аристотель, Юм, Спенсер, Мюллер, Робертсон-Смит, Джевонз. И адепты исторического эволюционизма, т.е. по сути, атеисты-эволюционисты начали прививать остальному обществу свою теорию заправило, которая в общих чертах заключается в том, что сначала была магия, затем религия, а конечным результатом социальной эволюции является наука.

Последователи этих воззрений часто встречаются и на просторах Рунета в полемических дискуссах с представителями Исламского Мира (и другими верующими людьми). Такие индивидуумы-эволюционисты пытаются апеллировать в стремлении к правоте тенденциозно с претензий на «абсолютную истину» в последней инстанции, необъективно забывая, что в науке существует и другая точка зрения, такая же обоснованная. А именно теория Шмидта о прамонотеизме (в своё время на сходных с «Шмидтовской позицией» стояли Лэнг, Шрёдер, Шеллинг, Соловьёв, а самого же основателя оной теории поддержали Гримм и Маннгардт). Которую было бы полезно знать и мусульманам. Тем более, что идея развития в явном виде встречается лишь в авраамических монотеистических религиях Откровения. Их философия истории религий в науке может быть названа формой прамонотеизма.

Исходя из контекста своих Священных Писаний, представители этих родственных религий считают, что первичной и самой ранней формой религии был монотеизм. Что уже в свою очередь полностью противоречит эволюционистскому подходу, или другими словами историческому эволюционному подходу. Так, сторонники теории прамонотеизма признают, что древний и изначальный монотеизм не тождественен более позднему и современному - в частности в древнем монотеизме нет такой детально разработанной догматики вероучения, как в современном единобожии. А ритуальная практика тоже сравнительно проста, однако, имеется самое главное с точки зрения представителей авраамических религий – вера в Единого Бога и поклонение Ему.

Более того, в определённом аспекте древний монотеизм имеет и преимущества: опираясь на текст Библии или Корана, авраамисты говорят, что в древние времена человек был ближе к Богу, непосредственно общался с Ним, жил с Ним. Поэтому, не имея детально разработанного вероучения, часто не умея выражать свой опыт вербально, древний человек всё же знал Бога лучше на уровне более поздних святых и праведников. То есть, несмотря на то, что существует колоссальная разни­ца в уровне трактовки вопросов о начале мира, загробном мире и т.д. в исламе и у предшествовавших пророков, человечество выступало в роли ученика у пророков, переходя, образно говоря, из класса в класс.

Ведь для религиозных людей указанная выше теория очевидна и не нуждается в доказательствах, тем более в научных. Потому что в религиозных вопросах наука не обладает никаким авторитетом с точки зрения религиозного человека. Но тем не менее, в XIX-XX вв. нашлись верующие ученые, которые в противовес верующим-атеистам (атеизм тоже вера, хоть и строится на отрицании идеи о боге-Творце) решили доказать  и подкрепить свою веру научно. А начался же этот процесс в Англии на родине атеистического эволюционизма, но максимальное развитие получил в Германии в творческих изысканиях известного немецкого религиоведа Шмидта. Который посвятил всю свою жизнь исследованию т.н. примитивных народов с целью найти у них остатки древнего изначального прамонотеизма. В отличие от ученых-эволюционистов – кабинетных ученых, которые работали с ненаучными источниками: записки торговцев, миссионеров, колонистов и просто авантюристов; т.е. в общем, всех тех групп людей, не владеющих научной методологией сбора и отбора информации – Шмидт сам же занимался полевыми исследованиями и использовал данные других ученых.

Шмидт, как и оппоненты его теории, изучал сохранившиеся примитивные народы. И эти изыскания, проведенные среди народов, находящихся на низшей ступени цивилизации, показали, что понятие о верховном Существе присутствует и в верованиях «первобытных племен». Сам ученый  утверждал, что так как эти народы представляют для нас наиболее древние из доступных форм культуры человека, это является основанием для утверждения, что монотеизм является старейшей религией человечества. А  так как религии этих людей - особенно их представления о высшем существе - отражают столь много общих характерных черт, следует заключить, что они имели общее историческое происхождение.

В результате он издаёт многотомный труд (в пределах 12 (а на русский, к огорчению, до сих пор подобная работа не переведена; и нет перевода даже кратких обзорных изложений, хоть и прошло 20 лет после краха «идеологической стены» СССР)). В этой монументальной работе автор приводит огромное количество фактического материала, убедительно показывая, что практически у любого примитивного народа есть идеи изначально верховного и Единого Бога-личности (по типу известных монотеистических Откровений). Правда чаще всего этот бог бездействует у сих племён и ему практически не поклоняются. Шмидт рассуждает, что образ высшего существа, которого придерживаются примитивные народы, является столь высоким, что он не выводится из человеческого опыта, и что, следовательно, его можно проследить к первоначальному Божественному Откровению.  Именно по этой причине при поверхностном изучении этого единого божества долго не замечали в тех или иных различных племенах всяческие исследователи. К нему («бездействующему богу») обращаются же те примитивные люди в экстремальных ситуациях, а большинство племён говорят, что этот верховный Бог-Творец, якобы, «Сам удалился» от людей. Однако с точки зрения Корана и Библии это сам человек отдалился от Всевышнего. Но это уже детали.

Как то например, что опять же согласно Шмидту, изначальная идея о Боге сохранилась с большей чистотой у кочевых народов, веровавших в небесного Бога, но в других культурах эта идея потеряла основу. А почитание солнца и магия постепенно стали доминировать в тотемических культурах, также в матриархальных сельскохозяйственных культурах стали почитать землю и оформили культ плодородия, приняли лунную мифологию и возвели почитание мертвых. Так первобытный монотеизм практически исчез из религиозной жизни подобных народов. Но есть и более другие и масштабные случаи: религиозная система Эхнатона в Древнем Египте, при которой культивировался образ одного и единого божества, и от которой потом отказались после смерти фараона. А ещё и зороастризм с культом Ахура Мазды, который потом вылился в типично дуалистическую доктрину.

Атеисты-эволюционисты не захотели со своей стороны признать теорию прамонотеизма по идеологическим соображениям и выбрали тактику «цепляться к частностям, отдельным фактам», однако, независимо от истинности или ложности теории прамонотеизма, она имела огромное значение для религиоведения, ибо объективно показала, что жизнь сложнее, противоречивее простых и удобных схем типа теории эволюции и прогресса. Поэтому атеистам-эволюционистам пришлось модифицироваться и изобретать во второй половине XX века нео-эволюционнистские теории.

Исходя же из Авраамического наследия, в частности Исламского, можно выделить такие основные этапы в развитии религии:  1) изначальный прамонотеизм; 2) в результате отхода от богобоязненности и приобщения к греху человека, человек удаляется от Всевышнего, измышляя своих ложных идолов-божеств. Между тем, степень удаления от Господа не одинакова, поэтому можно выделить множество вариантов в рамках второго этапа различные подуровни. 3) Бог Милостив и Милосерден к людям и не хочет, чтобы они жили для Геенны Огненной, поэтому Он так или иначе помогает людям и в результате появляется современный монотеизм. Появление современного монотеизма с точки зрения авраамистов связано с Ибрахимом (Авраамом, мир ему). Однако, поскольку каждый человек должен свободно избрать спасение своей души, то и на третьем этапе продолжает существовать второй этап. А оба этапа закончатся в ходе Конца Света и Судного Дня.

Много разных антропологов и историков зачастую в своей деятельности употребляют слово «ре­лигия» во множественном числе. Вводят разграничение на типажи и затем дробят сами типы на уровни и подуровни. Как в пример с монотеизмом и иже делением на Иудаизм, Христианство и Ислам. А из-за накопившихся противоречий и подчас сбившись, те или иные исследователи анализируют каждого посланника (мир им), который был удостоен чести принести и передать людям религиозный закон (Шариат), в качестве основателя новой религии. И подобное в житейски обывательском ключе наблюда­ется и в повседневном словоупотреблении.

Но согласно Корану всё обстоит несколько иначе. Смотря через призму коранического мировоззрения, мусульмане осознают, что религия, данная Всевышним Господом, одна и обща от Адама до Хатама ан-Набийин. А божьи пророки и посланники, приносившие Шариат, призывали к одной религии и несли единые принципы своей веры. А разница небесных законов сводилась лишь к второстепенным вопросам, чьё возникновение было обусловлено в связи с потребностями той или иной эпохи и особенностями среды обитания народов и их мироощущения. Но, не смотря на наличие различных форм, истина была одна и с одними целями. А пророки и посланники Аллаха (мир им всем) всегда подтверждали друг друга и свои наставления, а не отрицали. Ибо Священный Коран разъясняет о том, что все пророки составляют единую цепь последовательности, где предыдущие пророки предвещали приход будущих пророков, а последователи уже подтверждали сказанное предшественниками.

При этом в Коране говорится, что со всеми пророками Создателя был заключен конкретный договор, что они будут предвестниками последователей и будут одобрять предшественников: «И когда взял Аллах (Бог) обязательство с пророков: «Если вам будет дано Писание и мудрость, а после придет [новый, очередной] посланник, подтверждающий то, что у вас [что было передано ранее с предшествующими пророками], то вы обязаны поверить ему и непременно помочь». Всевышний спросил: «Согласны ли вы и берете ли на себя такое обязательство?» Они ответили: «Мы согласны». Сказал Он: «Будьте же свидетелями, и Я с вами из числа свидетелей». (3:81. Перевод смыслов Священного Корана, Ш. Аляутдинов)

А также в той же суре Священного Корана мы находим, что божественная религия представлена единым вектором от Адама до последнего Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). И сущность этой религиозной истины лучше всего передаётся словом «Ислам».

«Религия пред Богом — Ислам (покорность Ему) [первым пророком является не Мухаммад, а прародитель человечества Адам]. Если и разногласили люди Писания [иудеи и христиане], проявляя тем самым непокорность [пред Творцом] (переступая границы морали во взаимоотношениях между собою), то лишь после того, как приходило к ним знание [о единственности Творца, об очередном новом посланнике]. Кто не верит знамениям Всевышнего, тот пусть знает, что Он быстро с него за все спросит». (3:19. Перевод смыслов Священного Корана, Ш. Аляутдинов)

Другой аят этой же суры наглядно вторит:

«Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином, а был идущим по верному пути и покорным Богу (мусульманином). И [совершенно точно, что] он не был язычником [как это некоторые из вас осмеливаются утверждать]». (3:67. Перевод смыслов Священного Корана, Ш. Аляутдинов).

Автор: Джалал Абдульвалий
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Наука тоже очень похожа на религию, есть множество таких же черт как и у религии. К сожалению, наука зачастую становится религией атеистов. Но если разобраться в принципе - наука не должна быть похожа на религию - наука это инструмент познания мира с помощью разума. Ислам и наука не противоречат, а гармонично сочетаются. Но именно из-за существования ученых-ярых атеистов наука сама по себе становится их религией.
    (-343)
    7 апреля'2012 в 17:21