Общество

Русские мусульмане поспорили с РПЦ о национальной идентичности

11 ноября по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России», был принят документ, на основе программных тезисов которого родилось определение русской идентичности. “Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа“, – говорится на официальном сайте Московского патриархата.

Многие пользователи соцсетей обсудили этот текст в довольно критическом ключе. Один из блогеров отметил, что данная идея имеет значение только для РПЦ и предложил “отнестись к этой Декларации как к натюрморту”. Между тем, опрошенные IN русские люди были удивлены не только вышеприведенными формулировками, но и самой постановкой вопроса, из чего следует, что, в частности, русский мусульманин на самом деле никакой не русский.

Муфтий Свердловской области Николай (Абдуль Куддус) Ашарин считает: что для христианина, что для мусульманина не очень важно, какой он национальности. “Религия с национальностью, на мой взгляд, не очень связана. Религия – сама по себе, национальность – сама по себе, я никогда не привязываю одно к другому и не стремлюсь акцентировать на этом внимание. Если ты мусульманин – значит, мусульманин. Если христианин – значит, христианин. У нас свой вероустав, у них – свой. С христианами у меня очень хорошие отношения, я очень уважительно отношусь к православным”, – заявил Николай Иванович IN.

Руководитель отдела по связям с общественностью Союза мусульман Волгоградской области Сергей (Муса) Баранов, со своей стороны, пояснил: после принятия ислама он не перестал чувствовать себя русским, даже напротив.

“Будучи мусульманином, я не только не утратил русскую идентичность, но и более сильно ее ощущаю, чем до принятия ислама, потому что именно крепкая вера – основа национальной идентичности. Когда ты понимаешь, что вера – это, прежде всего, ощущение богобоязненности, и когда ты через полную богобоязненность понимаешь, что этот мир дан только как испытание, ты начинаешь относиться к своей национальной принадлежности, к своей народности именно с точки зрения историчности. А еще сильнее эта идентичность у меня наступила в тот момент, когда стали происходить все эти события, связанные в Крымом и Украиной”, – заявил он IN.

Кроме того, отметил собеседник агентства, волгоградские мусульмане приглашены на съезд православной молодежи, “для того, чтобы объединиться в патриотическом движении, в деле защиты нашего отечества, а оно у нас одно – Россия”. “РФ – страна многонациональная, и “русскость” – понятие условное. Русским должен считать себя любой россиянин. Мы – за единую нацию, и сейчас готовим конференцию в Крыму, которая называется “Защита отечества – основа будущего России”. Слоган конференции: сильная власть, крепкая вера, единая нация. Единая нация – не этническая принадлежность, а, прежде всего, то, что мы называем своим отечеством. Наше отечество – это Россия, вне зависимости от конфессии, этнической идентичности”, подчеркнул Муса Баранов.

По его словам, у патриотизма не может быть конфессиональных границ. “Только что я разговаривал с атаманом Союза казаков Волгоградской области, войска Донского, с которым мы ощущаем себя братьями, несмотря на то, что он православный, а я мусульманин. Он русский и я русский. Несмотря на это, у нас абсолютное, стопроцентное понимание, потому что мы оба болеем за нашу родину, за Россию, за ее неделимость, целостность, безопасность. Так же, как чеченец, который может быть в тысячу раз более русским, чем те русские, которые называют себя либералами и поливают грязью нашу родину, наше правительство, называя последними словами истинных героев нашей страны”, – подчеркнул он.

“Есть движения, которые называют себя патриотическими, но, на самом деле, являются деструктивными. Это так называемое движение “За русский мир” и так далее. Я не понимаю, что значит русский мир? У нас единая нация, российская. Чеченцы, ингуши, татары, башкиры, прочие – это все тоже русский мир, и это необходимо понимать. Как только начинается так называемое понимание русского мира с точки зрения чистоты крови – все! Это нацизм. А нацизм у нас однозначно не пройдет. На Украине нацизм начинался с микроскопических доз. Я пять лет жил на западной Украине и видел это. Начиналось с того, что Незалежна Украина стремилась говорить на украинском. Мои друзья тогда объясняли это боязнью раствориться среди русских, на что я говорил: “если вы будете отделять себя от русских, вы вначале обретете агрессивность, а потом и погибнете”. Так и произошло. Микроскопические дозы нацизма приводят к оголтелому нацизму и фашизму всегда, в ста процентах случаев”, отметил Муса Баранов.

При этом, подчеркнул эксперт, сегодня всем следует тщательнее следить за выбираемыми формулировками. “Наш патриарх – говорю “наш”, потому что он патриарх нашей страны – человек не только глубоко верующий и образованный, это человек определенных выверенных дипломатических данных. Он умеет не просто вести правильный диалог – он правильно и абсолютно точно ведет свою политику. Но иногда некоторые загибы приводят к недопониманию. Вот как. Например, с этими опорными слоганами, которые могут привести к взаимному отчуждению граждан России. Казалось бы, в словосочетаниях “русский мир” и иже с ним нет ничего дурного, однако часто этими вещами оперируют нацисты и националисты. И следует понимать: в настоящее время мы находимся в состоянии боевых действий в сфере информвойны, когда каждое слово имеет серьезный вес, серьезную созидающую или разрушительную силу. Поэтому здесь очень четко надо понимать значение любого слогана, который ты используешь”, – подытожил Муса Баранов.

Сотрудник исторической мечети Москвы Владимир (Махди) Зарубин, отвечая на вопрос IN о том, перестал ли он считать себя русским после принятия ислама, ответил: “нет, каким был, таким и остался, ничего не изменилось”.

“Это ерунда все, невозможно лишить людей их национальной идентичности принятием деклараций. Русскому человеку свойственен духовный поиск, он пытается найти истину, и если не находит ее для себя в православии, ищет в другом мировоззрении. Почти каждый день в ислам приходят новые девушки и парни, много славян – из русского народа, из украинского. Знаю и нескольких армян, которые приняли ислам. Напротив нас работает один брат из еврейского народа, открыл халяльный магазин, у него вся семья мусульмане. При этом они остаются людьми, искренне любящими свою Родину. Если человек – мусульманин, это не значит, что он не патриот своего государства”, – поддерживает предыдущего оратора Махди.

При этом собеседник агентства задался вопросом: насколько такая постановка вопроса соответствует исторической логике? “Если мне память не изменяет, русский человек был еще до христианства. Была религия “веды”, они нерусские, что ли? В свое время Владимир колебался, то ли принять ислам, то ли христианство. Существует летописная версия: он побоялся, что его дружина не поймет. Так-то он понимал, что ислам это истина, а дружина любила выпить после успешных походов. К сожалению, эта традиция сохранилась и в армии, и губит не только нашу армию, но и все население России. Население спивается. Сейчас благодаря политике В.В.Путина ситуация исправляется, и это уже хорошо”, отметил он.

По убеждению Махди Зарубина, подчеркнул: “сегодня нужно делать упор на Россию как уникальную передовую многонациональную цивилизацию”.

“В Российской Федерации проживает более 146 народностей, этнических групп, говорящих на своих языках. Россия – это многонациональное, многоконфессиональное государство, и делать все время упор на русских, как Жириновский, неправильно. Мы с такой политикой останемся в границах Золотого кольца. Якутия уйдет со своими алмазами в одну сторону, Татарстан и Башкортостан – в другую. Даже Северный Ледовитый океан, в котором нашли углеводороды, уйдет к чукчам. Поэтому надо ассоциировать не с русским, а с российским народом. Российский человек может думать не обязательно на русском языке, он может думать на том языке, на котором говорили его родители, а ассоциировать себя именно с Россий, потому что он гражданин РФ, является ее патриотом, ратует за то, чтобы государство укреплялось и расширялось, чтобы была любовь и уважение друг к другу, независимо от народности и вероисповедания. В исламе подчеркивается, что у нас одна национальность – мусульманин, человек, покорный Богу. А из народа он может быть какого угодно, без разницы. Главное, что все мы граждане России, и каждый выбрал себе путь, по которому он хочет приблизиться к Всевышнему”, считает Зарубин.

“Сейчас наши враги в лице Запада активно пытаются разорвать РФ, мне доводилось видеть карту, где Россия поделена на части. И вот тот посыл, который мы наблюдаем в тезисах Собора, весьма успешно вписывается в эту стратегию. Возможно, кому-то было бы комфортнее, если бы Россия была мононациональным и моноконфессиональным государством, пусть и меньшим по размеру. Только вот нужно ли это самой России и ее народу – большой вопрос”, резюмировал собеседник агентства.

Справка. Всемирный русский народный собор – общественная организация, возглавляемая руководителем РПЦ патриархом Кириллом. ВРНС является современным аналогом дореволюционного “Союза русского народа”, возникшего в октябре 1905 как организация для борьбы с противниками православно-монархического строя.

Комментарии 0