Общество

Запрет хиджаба создает условия для дискриминации мусульманских девочек и девушек

7 июля я участвовал в работе Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Темой обсуждения стало обеспечение безоговорочного и всеохватывающего права девочек и девушек на образование, закрепленного ст. 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Дискуссию организовал УВКПЧ ООН и ЮНИСЕФ. Я акцентировал внимание на том, что нынешняя российская политика в сфере образования, под предлогом защиты светскости, дала крен в сторону создания значительных препятствий в равном доступе к образованию для девочек и девушек мусульманок, носящих хиджабы. То есть принимаемые последнее время меры можно назвать чрезмерными, неадекватными и несоответствующими духу этой Конвенции. Мой доклад на английском языке. 

Запрет хиджабов создает создает дискриминационные условия для мусульманских девочек и девушек 

Доклад для общего обсуждения о праве женщин и девочек на образование (в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) при УВКПЧ ООН)

Сегодня в Российской Федерации складывается тревожная ситуация с соблюдением прав человека как в общем, так и в отдельных сферах жизнедеятельности российских граждан, в том числе женщин.
Если говорить о ситуации в области прав женщин и девочек на образование в России, то стоит сказать, что Россия является страной-участником подписавшей Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ( резолюция 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года), тем самым обязав себя выполнять свои международные обязательства в отношении предоставления услуг и поддержки права на образование , признавая верховенство международных и региональных правовых документов над внутренни законодательством в качестве средства обеспечения как можно более широкой защиты права женщин и девочек на образование.

В Конституции РФ статьей 43 закреплено право каждого на получение образования в частности в ней говорится, что:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

4. Основное общее образование обязательно.

Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, регулирующим деятельность министерства образования России, также говорится:

Ст.3.1.1 обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования
в том числе в ст. 3.1. 4 защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства
ст. 3.1.6 светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
ст. 3.1.8 обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности
Таким образом, с точки зрения основных законодательных актов Россия можно сказать в полной мере соответствует положениям ст. 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Но последние годы реальное положение в России принимает тревожный характер и часто отличается от положений закрепленных в международных конвенциях, пактах, Конституции Российской Федерации.

Озабоченность вызывает следующая тенденция, на наш взгляд, направленная на появление дискриминации в отношении женщин и девушек исповедующих Ислам, что создает существенные препятствия для реализации ими права на получение образования на первом, втором и третьем уровне, права на реализацию в общественной и политической жизни страны, тем самым затрудняя их продвижение в обществе. Создаются неравные условия для успешной реализации себя как личности между мужчинами и женщинами исповедующими Ислам, между женщинами других этнос-религиозных групп и женщинами исповедующими Ислам. Создаются предпосылки для конфронтации права доступа к образованию и культурным, религиозным правам. Создается благоприятная почва для маргинализации мусульманских женщин и отдаления их от средств правовой защиты. Девочки все время испытывают психологическое, а порой и физическое давление, что приводит к психологическим травмам, которые могут отразиться на последующем здоровье и материнстве. Нисколько не содействует « пониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, а скорее наоборот сеет предвзятость и ксенофобию среди российских граждан.

Более явно эта проблема проявилась в 2012 году, когда в селе Кара-Тюбе Ставропольского края директор школы запретила пускать в школу пять учениц (девочек мусульманок носящих на голове мусульманский платок (хиджаб)). В течение 2-недель девочек не пускали в школу. Директор школы аргументировала свои действия тем, что в России образование имеет светский характер.

Это случай получил широкий резонанс в Российской Федерации. Общество разделилось. Мусульмане, являющиеся коренным народом России, в том числе мусульманские духовные лица подтвердили, что мусульманские женщины и девочки находясь в не дома, в соответствии с исламской культурой, должны покрывать себя платками (хиджабами). Сотрудники министерства образования, прокуратуры и суда приняли сторону директора школы. Это вынудило Правительство Ставропольского края вынести Постановление «Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся» (от 31 октября 2012 года), которым они руководствуясь тем, что характер образования в России носит светский характер, запретили ношение в школе религиозной одежды и головных уборов. Многие эксперты в области права критично отнеслись к данному Постановлению Правительства Ставропольского края, отметив, что оно противоречит международному праву и российской Конституции.

Вопрос по поводу законности носить религиозную одежду в стенах учебных заведений был задан Президенту РФ Путину во время его интервью в телевизионном прямом эфире, состоявшимся 18 октября 2012 года, в ходе которого, он высказался за запрет религиозной одежды (хиджаба) в российских учебных заведениях, также аргументировав это тем, что Россия светское государство и в нем церковь отделена от государства.

Такое заявление главы государства стало поддержкой для российских чиновников, работников прокуратуры, учителей не пускавших девочек мусульманок на занятия в традиционной для них мусульманской одежде (хиджабах) и сигналом для внесения различных нормативных актов запрещающих девочкам носить религиозную одежду в российских учебных заведениях.

Министерство образования России направило в региональные органы исполнительной власти письмо за номером ДЛ-65/08 от 28 марта 2013 года с рекомендацией принятия нормативного акта, устанавливающего требования к одежде обучающихся в учебных заведениях страны. В нем же прилагался модельный нормативный правовой акт устанавливающий требования к одежде обучающихся в котором говорилось:

п.1 Единые требования к одежде обучающихся вводятся с целью устранения признаков религиозного различия между обучающимися
п.7 Внешний вид и одежда обучающихся должна носить светский характер

В течении 2013 года во всех субъектах Российской Федерации региональная власть приняла постановления, в которых установила определенные требования к одежде обучающихся в общеобразовательных учебных учреждениях. В них было запрещено ношение религиозной одежды и атрибутики (символов) в стенах учебного заведения в целях обеспечения светского характера обучения.

Выполнение данных постановлений было возложено на региональные министерства образования и местные муниципальные органы власти и образовательные учреждения.

Во всех учебных заведениях страны их директорами были изданы приказы о необходимости утвердить требования к внешнему виду и одежде учащихся, которые бы соответствовали светскому характеру обучения и запрещали учащимся носить религиозную одежду и атрибутику, что главным образом отразилось на девочках мусульманках. В качестве административных санкций за несоблюдение этих требований учащимися предполагается занесение замечаний в журнал успеваемости ученика, вызов в учебное заведение родителей, а в некоторых случаях девочек не допускали к учебным занятием, что в последствии ведет к исключению ученика из учебного заведения из-за пропусков занятий и неуспеваемости.

В июне 2014 года в России вступил в силу федеральный закон 148-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 04.06.2014 г. которым вышеприведенный порядок установления требований к внешнему виду и одежде учащихся законодательно закрепляется.

После принятия этих нормативных актов случаи недопуска девочек-мусульманок к занятиям увеличились в разы.
Если ранее можно было зафиксировать лишь единичные случаи недопуска девочек в хиджабах в школу, например:
В 2010 году В Ингушетии пятиклассницу выгнали из школы из-за хиджаба Директор школы № 3 города Карабулака Лидия Гомкаргиева отчислила из учебного заведения пятиклассницу за то, что та отказалась снять хиджаб.

В апреле 2011 года в Башкирском государственном медицинском институте преподаватель требовал от студентки снять хиджаб, аргументируя это светским характером обучения в учебном заведении и угрожая в случае невыполнения ее требования плохой оценкой во время сдачи экзамена.

То начиная с 2012 года подобные случаи увеличились в разы:
В сентябре 2012 года директор лицея №155 г. Уфы так же требовала от ученицы снять хиджаб, в случае отказа угрожала не допустить ее к учебе. Она рекомендовала родителям ученицы перевести ее в другое учебное заведение. Аналогичный случай произошел в гимназии № 93 г. Уфы с ученицей Аделей Х.

В 2012 году в селе Кара-Тюбе Ставропольского края директор школы запретила пускать в школу пять учениц (девочек мусульманок носящих на голове мусульманский платок (хиджаб)), детей из семей трудовых мигрантов из Средней Азии. В течение 2-недель девочек не пускали в школу. Директор школы аргументировала свои действия тем, что в России образование имеет светский характер. В результате им пришлось перейти на платное обучение.

В ноябре 2012 года в Башкортостане директор государственного юридического колледжа г. Туймазы требовал от троих учениц не посещать занятия в мусульманских платках. Одна из них под психологическим давлением была вынуждена снять платок.
В ноябре 2012 года в Башкортостане в медицинском колледже г. Стерлитамак директор требовала от ученицы Динары С. Снять хиджаб.

В апреле 2013 года в Дагестане глава лава муниципального образования Темир ХанШуры (г. Буйнакск) некий Гамзатов Гусейн выгнал из трех школ N3, N7, N10 всех девочек, которые носят хиджаб.

Он заявил: «Пусть дома носят платки, а в школе мы им этого не позволим».

Девочки были вынуждены пропустить занятия в школе.

В Мордовии 2 сентября 2013 директор Аксюнской средней школы Альфия Бадретдинова сорвала платок (хиджаб) с ученицы, аналогичная ситуация в городе Саранске и селе Елховка.

В Астраханской области в г. Астрахани семья мусульман воспитывающая несколько девочек, в связи с запретом ношения хиджаба в школах была вынуждена переехать.

В Татарстане в г. Казани директор 65 средней школы, заявила о том, выпроводила ученицу в хиджабе из школы на глазах у родителей школьницы. В районном центре Апастово школьная дирекция выступила с обращением к родителям учениц, чтобы девочки не носили мусульманские платки.

В Башкортостане в г. Уфа, г. Мелеуз зафиксированы случаи требования учителями от девочек-мусульманок снятия платков, которые сопровождались угрозами отчисления из учебного заведения.

В мае 2013 года заместитель директора по учебной части Уфимского топливно-энергетического колледжа Спарс Н.П. Требовала, чтобы Диана Гайфуллина сняла платок. Девушка отказалась. В ответ на это она преподаватель сказала, что бы девушка искала себе другую профессию, т.к. таким мусульманкам не место в образовательном учреждении, угрожала тем, что, что не допустит девушку на учебным занятиям. Советовала искать ей другое учебное заведение. Учитель Биктемеров Фидалит Хамитович высмеивал ее перед всей группой. Он смеялся над тем ,что девушка является мусульманкой. В результате девушке пришлось уйти из учебного заведения.

В 2014 году в г. Уфа зафиксировано 2 случая недопуска учениц в мусульманских платках к занятиям.

Таки образом, становится очевидным, что случаев с созданием препятствий мусульманским девочкам и девушкам препятствий для доступа к образовательному процессу или вообще недопуска к нему уже насчитывается несколько десятков. Тенденция к увеличению тоже очевидна. Все эти случаи сопровождаются психологическим, а в некоторых случаях физическим давлением на девочек мусульманок, их матерей, бабушек. Все это происходит публично, при других учениках и преподавателях.

Основанием для подобной дискриминации мусульманских девочек и девушек стали нормативные акты противоречащие ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (статья 13) , Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 5) , Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (статья 30), Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (статья 4) и Конвенции 1960 о борьбе с дискриминацией в образовании, а также первому протоколу к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 ) и Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов ( Статья 14 ) и многим рекомендациям CEDAW.

Как уже было сказано все эти нормативные акты принятые Россией в последние годы создают благоприятные условия и регламентируют дискриминацию в отношении женщин и девушек исповедующих Ислам, что создает существенные препятствия для реализации ими права на получение образования на первых, вторых и третьих уровнях. Ущемляют их права на реализацию в общественной и политической жизни страны, тем самым затрудняя их продвижение в обществе. Создают неравные условия для успешной реализации себя как личности между мужчинами и женщинами исповедующими Ислам, между женщинами других этно-религиозных групп и женщинами исповедующими Ислам. Создают предпосылки для конфронтации права доступа к образованию и культурным, религиозным правам. Создается благоприятная почва для маргинализации мусульманских женщин и отдаления их от средств правовой защиты. Девочки все время испытывают психологическое, а порой и физическое давление, что приводит к психологическим травмам, которые могут отразиться на последующем здоровье и материнстве. Нисколько не содействует « пониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, а скорее наоборот сеет предвзятость и ксенофобию среди российских граждан.

В связи с выше изложенным мы считаем необходимым, что бы в ходе обсуждения CEDAW OHCHR смогло сформулировать что же такое светскость, светское государство, ставится ли под угрозу светский характер обучения формой одежды учеников в общеобразовательных учреждениях (мусульманский платок (хиджаб), противоречит ли форма одежды ученика принципу светского характера образовательной программы (так как на наш взгляд светский характер образования подразумевает отсутствие в образовательной программе обязательных религиозных предметов и религиозных обрядов). Что бы в результате обсуждения были приняты рекомендации для всех стран-участниц Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в которых усматривалось бы отсутствие связи между светским характером обучения в общеобразовательных учреждениях и внешнего вида, формы (мусульманского платка (хиджаба) одежды учениц. А также констатации факта, что подобный подход к форме одежды в образовательных учреждениях идет в разрез с упомянутыми в докладе международными нормативными актами и рекомендациями CEDAW OHCHR.

Комментарии 0