Политика

Запрет "Рисале-и Нур" не приличествует России

Бурхан КАЯТУРК, депутат Парламента Турецкой Республики, председатель комитета Парламента Турецкой Республики по международным делам, глава делегации Турецкой Республики в Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

 СТРАСБУРГ, 27 июня 2013 г. Глава делегации Турецкой Республики в ПАСЕ Бурхан Каятурк встретился с главой делегации РФ в ПАСЕ, председателем комитета Госдумы РФ по международным делам Алексеем Пушковым, сообщает yeniasya.com.tr. По словам г-на Б. Каятурка, в рамках встречи делегаций "состоялась очень интересная дискуссия". Во время встречи был затронуты вопросы о запрете книг Бадиуззамана Саида Нурси «Рисале-и Нур» и уголовном преследовании читателей данных книг в различных регионах России.

Главе делегации РФ в ПАСЕ Алексею Пушкову были переданы книги Саида Нурси на английском, французском и русском языках, а также предоставлена информация о произведениях Саида Нурси «Рисале-и Нур» и деятельности их читателей.

Глава делегации Турецкой Республики в ПАСЕ Бурхан Каятурк заявил, что «в странах членов ПАСЕ главенствует демократия и уважение всеобщих прав и свобод граждан, поэтому демократической России не приличествует запрещать всемирно известные религиозные книги Саида Нурси – «Рисале-и Нур», которые являются толкованием Священного Корана, и почитаемы во всем мире».

«Общеизвестно, что «Рисале-и Нур» – это религиозные, научные, морально-нравственные и литературно-художественные произведения, признанные во многих исламских и других странах как современное толкование Священного Корана, которые ничего общего не имеют с политикой, тем более с религиозным экстремизмом» – отметил Бурхан Каятурк, а также добавил, что: «В современном мире такой запрет невозможен», «уголовное преследование читателей книг «Рисале-и Нур» и запрет данных книг является ошибкой и грубым нарушением Международных норм о свободе религий».

Глава делегации РФ в ПАСЕ Алексей Пушков заверил делегацию депутатов из Турции, что внимательно изучит материалы, переданные во время встречи, и попросил предоставить более подробную информацию о данных произведениях.

Встреча в ПАСЕ между делегациями России и Турции прошла в теплой и дружеской обстановке.

По итогам работы в ПАСЕ Бурхан Каятурк дал интервью турецкой газете «Ени Асия».

Предоставляем информацию, которую передал глава делегации Турецкой Республики в ПАСЕ Бурхан Каятурк главе Российской делегации.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БАДИУЗЗАМАНА САИДА НУРСИ «РИСАЛЕ-И НУР» И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИХ ЧИТАТЕЛЕ

(передано  Главой делегации Турецкой Республики в ПАСЕ Бурханом Каятурком главе делегации РФ в ПАСЕ, председателю комитета Госдумы РФ по международным делам Алексею Пушкову)

 

Вступление

 В Российской Федерации и в Содружестве Независимых Государств, вместе с развитием демократии, развивается диалог с мировым сообществом, в том числе с Турецкой Республикой, как по экономическим вопросам, так и по вопросам культуры и религии.

Российская Федерация является демократической, многонациональной и многоконфессиональной страной, где гарантированы все основные права и свободы, в том числе свобода совести и вероисповедания, свобода слова и мысли. Россия – родина для многих мусульман – ее истинных патриотов.

Мусульмане России являются частью Исламской Уммы, которая имеет единое духовное наследие. Великие ученые богословы исламской религии почитаются во всем мусульманском мире, в том числе и мусульманами России.

Бадиуззаман Саид Нурси (1876-1960) является одним из известных в мусульманском мире исламских богословов, комментатором (муфассиром) Священного Корана.

Собрание произведений "Рисале-и Нур", автором которого является Бадиуззаман Саид Нурси, представляют собой тафсир – комментарий, толкование Священного Корана – через призму современного понимания.

Толкование Священного Корана – "Рисале-и Нур" разумно, логично, с помощью многочисленных доводов и доказательств обосновываются такие столпы веры, как вера в существование Творца, жизни после смерти, Рая, Ада, ангелов, смысл жизни и смерти, счастья и несчастья в этом и в Ином мирах. Книги "Рисале-и Нур" служат познанию откровения Всевышнего Творца опираясь на современные научные достижения.

«Рисале-и Нур» – религиозное, научное и литературно-художественное произведение суннитского толка, признанное во многих исламских и других странах как прекрасное толкование аятов Корана.

Тафсир Бадиуззамана (толкование Корана) носит название «Рисале-и Нур», состоит из 14 томов. Толкование Корана «Рисале-и Нур» успешно преподается во многих авторитетных исламских университетах и колледжах не только в исламских государствах, но и в США, Германии, Англии, Франции, Японии и других странах. Все авторитетные ученые религиоведы утверждают, что в трудах Саида Нурси нет никаких отклонений от канонов религии Ислам. Они далеки от религиозного экстремизма и фанатизма, призывают к вере и любви в Единого Бога, Его созданиям – всем людям, независимо от нации, расы или вероисповедания. Отдельные части переведены на 50 языков мира, и печатаются во многих странах. Эти книги отвергают все формы вражды, насилия и экстремизма.

Ученые-религиоведы с мировым именем из Ватикана, Великобритании, Канады, Египта, Малайзии считают книги С. Нурси одними из самых толерантных мусульманских произведений, а их автора зачастую сравнивают с Махатмой Ганди и Львом Толстым.

Данные книги не считаются в Турции экстремистской литературой. В настоящее время данные книги на территории Турции не запрещены для чтения, свободно издаются многими издательствами, свободно распространяются, без ограничений продаются, переводятся на многие языки мира, изучаются в высших учебных заведениях, на их основе проводятся конференции и другие мероприятия. В Турции не зарегистрирована организация «Нурджулар» и никакое объединение не ведет экстремистскую деятельность под таким названием.

В этой связи необходимо отметить позитивное воздействие в отношении нравственности и духовности произведений «Рисале-и Нур», являющихся толкованиями Корана, написанных ученным Ислама Бадиуззаманом Саидом Нурси, чтение и изучение которых становится причиной исцеления духовных и психологических болезней общества, таких как алкоголизм, азартные игры, наркомания, распутство, и других негативных явлений.

От того, что люди совершающие подобную позитивную деятельность, читают в первую очередь толкование Корана, о котором мы говорим, называемое «Рисале-и Нур», то этих людей стали называть учениками «Рисале-и Нур».

 

Кто такой Бадиуззаман Саид Нурси?

Саид Нурси родился в 1878 году в селении Нурс, Битлиской области. В детстве обучался в близлежащих медресе. Еще в молодости из-за его удивительной памяти и смышлености он получил славу «известного ученого». Позже среди ученых своего времени он обретает звание «Бадиуззаман», что означает «Диво времени».

Он предлагает султану Османской империи Абдуль Хамиду построить университет с различными факультетами в Восточной Анатолии, в котором будут вместе изучаться совместно естественные и религиозные науки, и получает финансирование, но из-за начала Первой Мировой войны данный проект осуществлен не был. Целью Саида Нурси было подготовить почву для духовного и материального развития страны.

Бадиуззаман Саид Нурси, занимавший должность в самом высшем религиозном совете «Дом Исламской мудрости» (Dar-ulHikmet-ulIslamiye) Османской империи, и имевший самую высокую ученую степень, после шейхуль ислама, посвятил свою жизнь религии, нравственному воспитанию и преподаванию исламских дисциплин. В распространенных им за свою жизнь газетных статьях, книгах и защитительных речах, он постоянно призывал к приобретению знаний, к нравственности и миролюбию.

Начиная с 1925 года в селе Барла района Испарты, куда он был сослан (в период гонений на религию), а также в городах Кастамону, Испарта и Эмирдаг он пишет толкования Священного Корана «Рисале-и Нур».

Саид Нурси предложил построить Университет также и новому светскому правительству Республики Турция, в котором одновременно изучались бы светские и религиозные науки, и не смотря на то, что средства из бюджета на его строительство выделили, из-за различных препятствий построен он не был. Однако вместо этого ему удается написать толкование Корана «Рисале-и Нур» состоящее из 130-ти книг (частей) написанных в свете веры и просвещения, естественных наук и знаний.

В этих произведениях и письмах написанных своим ученикам, он отстаивает позицию познания Всевышнего Творца Вселенной и духовно-нравственного развития личности. Он говорит, что спасение человеческого общества состоит лишь в обучении вере, нравственности, изучении естественных наук и развитии технологий.

Бадиуззаман Саид Нурси посвятивший свою жизнь вере и знанию, не имел личного имущества и богатства, он подарил человечеству свои книги касающиеся веры и нравственности, являющиеся всем его имуществом.

Бадиуззаман Саид Нурси являясь религиозным ученым, до конца своей жизни отстаивал демократию, справедливость, правду, истину, свободу, миролюбие, просвещение и нравственность. Он умер 23 марта 1960 года.

 

Книги «Рисале-и Нур» состоят из знаний, нравственности и размышлений

Всю свою жизнь Бадиуззаман Саид Нурси боролся с невежеством, которое мешает развитию и разрушает человеческое общество.

Бадиуззаман Саид Нурси сказал: «Наши враги – невежество, бедность и раздоры, мы должны бороться против них: познанием, искусством и объединением».

Он с молодых лет противостоял несправедливости и тирании Запада, отстаивал демократию, свободу, единство и объединение всех во имя довольства Всевышнего, добра и мира во всем мире.

С точки зрения Саида Нурси основная болезнь человечества это слабость веры и нравственности. С приобретением истинной веры и нравственности человечество может обрести здоровье. Продолжение жизни человечества возможно только воскрешением истины в общественной жизни и общечеловеческих ценностей между людьми. Вместе с духовными и религиозными знаниями обучение знаниям естественнонаучным он считал обязательным.

Сегодня эти произведения, переведенные более чем на 50 языков мира, читаются во всех его уголках. Люди, полюбившие эти произведения, не официально и добровольно изучают их в своих домах, иногда читают и размышляют вместе. Их дома обретают высокое Коранического звание:

«В домах, которые Бог дозволил воздвигнуть и в которых поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом, мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Всевышнего, совершения молитвы, и выплаты милостыни …» (Коран, сура «Ан-Нур» - Свет, 36-37 аяты).

Произведения Саида Нурси полны знаний, размышлений, мудрости, нравственности и духовности, далеки от политики, поэтому у их читателей нет, и не было связи с политикой и государственной властью и управлением, и они не имеют связи с какими-то политическими и мирскими организациями. Книги «Рисале-и Нур» далеки от политики и являются исключительно толкованием Священного Корана.

Это произведение, состоящее из религиозных знаний и нравственных наставлений, дает уроки высокой религиозной культуры и нравственности; ни в каком виде не призывает к нарушению общественного порядка. Наоборот оно помогает установить общественный порядок и спокойствие, и нет в нем склонности к террору и анархии, от которых оно сильно предостерегает и считает несправедливостью и злом даже самую незначительную помощь терроризму.

Бадиуззаман всю свою жизнь (и читатели «Рисале-и Нур» в своем служении и деятельности) всегда отвергали экстремизм и действовали сдержанно и обдуманно, отходили от того чтобы отвечать на зло и несправедливость тем же.

Бадиуззаман в своих книгах и защитительных речах акцентирует внимание на миролюбии и гуманизме. Призыв к добру и удерживания от зла, братство людей, народов и наций – являлись для него главными принципами. В действиях читателей этих книг также проявляются принципы миролюбия, гуманизма, братства, являющиеся противоположностью экстремизма.

Поэтому у тех, кто утверждает о связи учеников «Рисале-и Нур» с какими бы то ни было «экстремистскими течениями» нет на это никаких оснований.

 

Бадиуззамана Саида Нурси никогда не призывал к насильственным методам в борьбе за общечеловеческие, фундаментальные права и свободы человека

Бадиуззаман Саид Нурси показал жизненный пример мужества и стойкости исламского ученого богослова в светском государстве, где формально государство отделено от религии, но власти хотят контролировать религию и вмешиваются во внутренние дела религии. На протяжении 28 лет совей жизни Саид Нурси неоднократно подвергался арестам, ссылкам, гонениям, покушениям, политическому давлению, однако каждый раз суд его оправдывал.

Несмотря на то, что он подвергся 28 годам гонений за религиозные убеждения, он продолжал мужественно бороться за свои и права и свободы верующих, за право свободно исповедовать свою религию, исключительно судебными разбирательствами, не прибегая к насильственным методам. Саид Нурсии его ученики участвовали в тысячах судебных процессов.

В итоге – победа … Саид Нурси при жизни добился оправдания всех книг из собрания «Рисале-и Нур». Это пример мужественной борьбы религиозного ученого, патриота за религиозные права и свободы, за свободу совести, за свободу слова и мысли, за свободу мирных собраний верующих. В 1956 году Комиссия, которая была создана в управлении по религиозным делам Республики Турция, тщательно изучив каждую книгу из собрания «Рисале-и Hyp», пришла к заключению, что эти книги являются полезными комментариями к аятам Священного Корана. Суд г. Афьена вынес оправдательный приговор и все книги «Рисале-и Hyp» были возвращены автору. Турецкое правительство официально признало гонения на Саида Нурси своей ошибкой.

В настоящее время книги Бадиуззамана Саида Нурси «Рисале-и Нур» свободно распространяются в Турции и во всем мире. В книжных магазинах его 14-томный тафсир Корана пользуется большим спросом. В университетах изучаются книги С. Нурси и на основе его книг проводят научные исследования, пишут монографии и защищают докторские диссертации. В разных уголках мира ежегодно проводятся симпозиумы посвященные трудам Бадиуззамана Саида Нурси. Темы из сочинений «Рисале-и Нур» преподаются во многих авторитетных исламских и светских университетах, в том числе Каирском Университете «Аль-Азхар», Международном Исламском Университете Малайзии, а также не только в исламских государствах, но и в США, Германии, Англии, Франции, Голландии, Японии и других странах.

Интерес к произведениям Саида Нурси основывается на том, что они являются современным толкованием Священного Корана, которое опирается на естественно-научные факты, укрепляют веру человека, дают правильное морально-нравственное воспитание, уважительно относяться ко всем нациям, толерантно относиться ко всем религиям.

Важным событием является то, что в 2011 г. на 9-ом международном симпозиуме «Знание, вера, мораль и будущее человечества», посвященном жизни и деятельности выдающегося богослова Саида Нурси премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Саид Нурси является совестью турецкой нации, и без этого богослова нет турецкой морали и нравственности». 

 

Читатели «Рисале-и Нур» не являются обществом или организацией

В результате исследований, профессора и академики различных университетов мира пришли к заключению, что книги «Рисале-и Нур» не несут в себе никакого экстремизма и ученики «Рисале-и Нур» не являются каким-либо обществом, тарикатом или «незаконной религиозной экстремистской организацией». Такой организации как «Нурджулар» не существует. Эта общеизвестный факт среди ученых всего мира.

В 1930-1950-х годах в Турции во время судебных процессов Саида Нурси обвиняли в создании политического движения «Нурджулар». Термин «Нурджулар» был изобретен прокуратурой Республики Турция для преследования Саида Нурси.

К тому же связи между читателями вышеупомянутых толкований Корана – лишь духовные и обращены к вечному миру. И они не являются какой-либо организацией или обществом. Их связи между собой не несут в себе каких-либо мирских целей или создания «халифата».

В их действиях и состояниях абсолютно отсутствуют призывы к религиозной, национальной и социальной вражде и разделению. И нет у них пропаганды возвышения себя и унижения других.

Нет у них каких-либо совместных финансовых источников и производств. И на лицо отсутствие такой системы. Можно говорить лишь о личном и совместном чтении книг, их печатании и добровольном служении истинам веры. Простое исследование этого вопроса легко выявит истину.

 

Книги «Рисале-и Нур»  переведены более чем на 50 языков мира

 В «Рисале-и Нур» и у его читателей понятий «языкового превосходства» или национализма нет. Доводом чему является перевод этих книг на английский, русский и очень многие другие языки востока и запада.

Научная и позитивная деятельность читателей этих книг не официальна, но и не скрыта, а вполне легальна. Ведь в чтении книг и объяснении людям добра, миролюбия, братства и единства, нет, и не может быть каких-либо скрытых сторон. В явном и открытом виде изучаются наставления веры и нравственности, имеющиеся в этих книгах, совершается призыв людей к добру, красоте, миру, справедливости, милосердию, состраданию и совести.

Книги «Рисале-и Нур» – это толкование Священного Корана религиозные и научные произведения, книги молитвы, поминания Творца, размышления, исламское богословие. Это произведения объясняющие суть вещей, основы веры и нравственности с помощью научных и социальных фактов.

Эти книги становятся лекарством от духовных болезней и вредных привычек, таких как жестокость, алкоголизм, азартные игры, наркомания и т.д., поэтому они пользуются большим интересом во всем мире, читаются миллионами людей различных возрастов и уровней.

Несомненно, что устранение печали, горечи и страха, идущих от приближения неминуемой смерти являются важным вопросом человечества. По этой проблеме человечество провело большую работу, искало способы ее решения, обращалось к религии и литературе. Позиция у всех монотеистических религий к смерти и Вечной жизни одинакова, и позиция Саида Нурси не выходит за рамки концепций Ислама.

В книгах «Рисале-и Нур» логически доказывается бытие Вечного мира, чем уменьшается боязнь смерти, поддерживается мораль людей, улучшается их духовное и психологическое состояние, усиливается энтузиазм к жизни. Иначе здесь не идет речь о привитии «стремления к смерти или любви к смерти и убийству или самоубийству», данные положения противоречат положениям Ислама.

Истина таких выражений как: «смерть это смена местопребывания, освобождение души, демобилизация от прижизненных обязанностей. Смерть не является казнью, небытием и исчезновением», имеющихся в «Рисале-и Нур», имеет именно такой позитивный смысл.

 

Толерантность произведений Саида Нурси

Одной из особенностей «Рисале-и Нур» и его учеников является уважение к последователям других религий и в первую очередь уважение к последователям небесных религий, названных в Коране «Люди Писания». Это уважение является выполнением повелений Священного Корана и необходимостью общих человеческих и религиозных ценностей, ибо в Священном Коране сказано:

Скажи: "О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Всевышнего, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Всевышнего" (Коран, Сура «Семейство Имрана», аят 64)

 

Позитивная деятельность «Рисале-и Нур» и его учеников направлена против анархии, террора и раскола в обществе

Автор «Рисале-и Нур» постоянно в своих произведениях призывал к позитивной деятельности, и их читатели всегда следовали его наставлениям, они не совершали действий противоречащих общественному порядку, закону, вредящих государству, и никогда не подталкивали людей к негативной деятельности, более того «Рисале-и Нур» воспитывает настоящих патриотов. Данная позиция основывается на словах Досточтимого Пророка Мухаммеда, мир Ему, который сказал: «Любовь к Родине исходит от веры»,поэтому книги «Рисале-и Нур» способствуют духовно-патриотическому, морально-нравственному воспитанию граждан.

В нашей стране со стороны этих людей не было каких-либо действий, которые можно было бы назвать разрушающими общественный порядок или террористическими. Опять же у этих людей нет какой-либо договоренности с какой-либо страной или странами. У этих людей и в читаемых ими книгах, нет наставлений или призывов к изменению государственного строя страны, в которой они живут.

Вообще такие обвинения в их адрес как «экстремизм», «призыв к изменению конституционного строя», «призыв к созданию Исламского государства Халифата на основе Шариата» совершенно безосновательны. «Рисале-и Нур» не что иное, как научное, философское и религиозное произведение. А совместное чтение этих книг не несет в себе ничего, кроме старания еще лучше понять читаемую литературу, просвещения, как и изучение любой научной литературы.

Сохранение общественного порядка и спокойствия является основой в книгах «Рисале и Нур». По мнению Саида Нурси: «Культурных людей можно лишь убеждать, их нельзя принуждать как дикарей».

Постоянный сторонник общественного порядка и справедливости Саид Нурси говорил: «Сила государства в справедливом законе, иначе начнутся беспорядки и столкновения в любом обществе».

Российская Федерация, проводящая реальную политику внутреннего и мирового согласия и объединения, беря во внимание мусульманское население своей страны, составляющее более 20-ти миллионов из 140 миллионов населения, в 2003 году обратилась с просьбой принять ее в организацию «Исламская конференция» и в 2007 году получила статус «члена-наблюдателя».

Россия, проводящая политику мира и сотрудничества с Исламским миром и странами Азии и Евразии, выразила желание стать полноценным членом организации «Исламская конференция» состоящей из 57 членов.

Вместе с этим несомненно то, что Европейский суд по правам человека имеет положительное мнение в отношении книг «Рисале-и Нур» и не считает эти произведения и их читателей обладателями негативных мыслей и убеждений. Россия также является членом Европейского договора о правах человека и подписала договоры о соблюдении основных прав и свобод, в том, числе о свободе религий.

Почему же в отношении книг «Рисале-и Нур» и их читателей, чья деятельность известна на территории Российской федерации с 1990 года, в 2007 году со стороны Федерального суда было принято решение о запрете? Имели место как оправдательные приговоры, так и (со стороны районных судов) обвинительные приговоры по одним и темже книгам? Почему до сих пор продолжаются аресты и судебные процессы за организацию не существующего международного объединения?

 

Заключение. Мы ждем от Российской Юстиции…

Как результат, мы ждем от судов и компетентных инстанций России тщательного изучения эти книг, являющихся исключительно научными и нравственными, устранения неправильных представлений и мнений в отношении книг «Рисале-и Нур» и их читателей.

Мы верим, что Российская Юстиция вынесет свободное от поспешных выводов, несправедливых обвинений и доносов, правильное решение в отношении «Рисале-и Нур» и его учеников, не имеющих никакого отношения к радикализму и экстремизму, отвергающих анархию и террор и берущих за основу нравственные и общечеловеческие ценности.

Нам известно, что большое количество ученых, священнослужителей, муфтиев, юристов, правозащитников дали положительные отзывы о книгах Саида Нурси, в том числе Совет Муфтиев России, омбудсмен России и многие другие.

Ради помощи невинным, подвергшимся несправедливым преследованиям и угнетению за религиозные убеждения, мы ждем от Вас правильных решений в отношении этих книг и их читателей.

Мы надеемся, что ради человечности, ради прав верующих, ради нашего добрососедства, общей истории и основательных перспектив совместного развития и дружбы, суды Российской Федерации вынесут справедливое оправдательно решение в отношении полностью научных и нравственных книг «Рисале-и Нур» и их читателей.

 

С уважением,

Бурхан КАЯТУРК, депутат Парламента Турецкой Республики, председатель комитета Парламента Турецкой Республики по международным делам, глава делегации Турецкой Республики в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ)

подписаться на канал
Комментарии 2
  • Будем надеяться, что это будет иметь положительное воздействие. Хотя, к сожалению, исламофобия стала одной из основ российской политики. Отрадно, что Турция не осталась безучастной к проблеме запрета исламских книг в России.
    (5146)
    13 августа'2013 в 03:03
    • Аллаhу нуру ас-самауати уа ал-ард!
      (867)
      13 августа'2013 в 14:32