Общество

Камиль хазрат Самигуллин: «Ислам превратили в поле, на котором каждый хочет попинать мяч»

ПЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ПУНКТОВ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТА В МУФТИИ, ДЛЯ ЧЕГО ЕГО ЖЕНЕ «ЧЕРНЫЙ ПОЯС» ПО КАРАТЭ, И В ЧЕМ РОССИЙСКИЙ ИСЛАМ ДЕМОКРАТИЧНЕЕ АРАБСКОГО И ТУРЕЦКОГО. ЧАСТЬ 1-Я

На следующей неделе, 17 апреля, пройдут выборы муфтия РТ. Главный претендент на этот высокий пост  28-летний Камиль хазрат Самигуллин, чье недавнее назначение на пост и.о. председателя Духовного управления мусульман вызвало большой резонанс в республике. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он впервые изложил свое видение ситуации в умме, рассказал о своей семье и образовании, а также о своем отношении к представителям радикального ислама.

«В СТАМБУЛЕ ПОЛУЧИЛ ИДЖАЗУ С ИСНАДОМ»

- Камиль хазрат, вы мало знакомы жителям республики. Расскажите о себе – откуда вы родом, из какой семьи, как пришли в ислам?

- Когда мне было 11 лет, я начал ходить в мечеть. Первой моей учительницей была Райса ханум, у которой я научился читать Коран. В 14 лет я уже осознанно встал на намаз и, благодарю Аллаха, до сегодняшнего дня не пропускаю. После 9 класса в 15-летнем возрасте я поступил в медресе «Мухаммадия», параллельно учась в 10 - 11 классах в казанской школе на улице Островского. Закончив школу, я направился в Северо-Кавказский исламский университет (СКИУ), который находится в Махачкале, столице Дагестана. Сам муфтий Ахмад-хаджи был ректором этого вуза.

Меня одолевало желание выучить Коран наизусть, поэтому, взяв академический отпуск, я направился в Стамбул, где планировал учиться один год. Но учеба меня затянула, и я остался в Турции на более длительное время. Я закончил медресе в Стамбуле и получил разрешение на преподавание иджазы (шариатских наук) с иснадом (непрерывной цепи преемственности до самого Пророка, который проходит через Абу Ханифу).

- Что означает этот документ?

- Документ означает, что я получил разрешение на преподавательскую деятельность. Документ выдает ученый, у которого я обучался. А он, в свою очередь, получил его от своего учителя, тот – от своего, и так далее. Эта цепочка идет до самого Пророка Мухаммада. А преемственность – это часть религии.

Эта научная и духовная преемственность раньше была и в Татарстане. А сейчас ислам превратили в поле, на котором каждый хочет попинать мяч. Например, кто-то с уверенностью говорит, что такое-то изречение Пророка означает именно это, и нам остается либо верить ему, либо опровергнуть его утверждение. Но если он взял это понимание от своего учителя, а тот – от своего, и так до того, кто видел Пророка, то у нас не остается сомнений.

- То есть получается личная ответственность учителя за знания своего ученика?

- Конечно! И такой документ невозможно купить.

- С одной стороны, это институт авторитета, а с другой - некая монополия на толкование постулатов религии… Если нет документа, то нельзя говорить о Боге?

- Каждый из нас в школе изучал математику, физику, биологию, но никто себя специалистами в этих науках не считает. Но почему-то, прочитав пару книг о религии, человек начинает выступать как специалист по исламу.

- А свое мнение человек может высказать?

- Каждый человек имеет право говорить свое мнение, но не может сказать, что Господь говорил именно это, или хадис означает точно вот это и ничего другого.

- Такие утверждения могут высказывать только те, кто имеет соответствующий документ?

- Нет, мы можем только передать в качестве «микрофона»: Абу Ханифа считал так-то и так-то… Бумага – это не цель, это всего лишь подтверждение, что я видел того, кто видел того… Здесь речь идет не о монополии на толкование, а о сохранении самой религии. Когда ислам распространялся, разные народы вносили в него что-то свое. Например, персы поклонялись огню, и какие-то фрагменты своего верования они тоже принесли в ислам. Поэтому истинные ученые объединились, чтобы сохранить пророческий ислам.

«НАША РЕЛИГИЯ ЗИЖДЕТСЯ НА ЛЮБВИ»

- Кто ваши родители? Они как-то повлияли на ваш выбор духовного пути?

- Мои родители - обычные люди, и я благодарен им за то, что они никогда не препятствовали моему выбору. Даже поддерживали. 

- Где вы родились?

- Я родился в 80 километрах от Казани, в поселке Красногорск Республики Марий Эл. Сегодня родители живут в Волжске.

- Ректор РИУ Рафик Мухаметшин на интернет-конференции с читателями нашей газеты сказал, что сегодня в некоторых мусульманских семьях происходит разлад, когда молодые люди осуждают «советское поколение» - своих родителей - за то, что они «неправильно» понимают ислам - только как традиции и обряды. В вашей семье такое было?

- Нет, у нас было взаимопонимание. Но такое часто бывает, это называется «юношеский максимализм». К сожалению, порой люди забывают о самом лучшем примере – Пророке, как он завоевывал сердца. Надо уметь завоевать сердце, расположить человека к себе. Это очень важно.

Мы признаем всех пророков – от Адама до Мухаммеда. Если мы вспоминаем Моисея, то видим такое его качество, как «тот, кто общался с Богом». Когда мы говорим об Иисусе, то вспоминаем такое качество, как «Аллах передал ему душу» (рухулла). Когда мы говорим об Ибрахиме, то вспоминаем – «он друг Аллаха». Когда мы говорим о нашем Пророке, то говорим «любимец Аллаха». То есть наша религия зиждется на любви. Основа религии – это любовь. К сожалению, не всегда мы росли на правильных примерах. А детям нужно давать правильные примеры. Если хорошо знать свою религию, то проблем не будет.

- Расскажите о своей собственной семье. Известно, что у вас трое детей. А чем занимается жена?

- Некоторые считают, что, наверное, жена у меня «забитая»… А у нее – черный пояс по каратэ си кушинкай! Она имеет высшее экономическое образование, активно пишет статьи для одного из исламских сайтов. Очень «продвинутая» активная женщина. Родом она из Казахстана.

- А вы спортом занимались?

- Нет, я больше книжки читал…

Говорят, у мусульман не принято отмечать свой день рождения, но я все-таки спрошу о нем, ведь он у вас именно сегодня – 22 марта. Проснувшись утром, вы вспомнили о том, что 28 лет назад вы в этот день появились на свет? (интернет-конференция состоялась 22 марта – ред.)

- Мне позвонила мама и напомнила об этом… День рождения бывает один раз – когда человек родился, а каждый год – это причина осознать, чего я добился, что сделано и предстоит сделать. Об этом я думаю, как бы взвешивая свои деяния.

- В кругу семьи отмечаете день рождения?

- Я не уделяю этому событию большого внимания, для меня есть другие, священные, дни и ночи, которые мы и стараемся праздновать. А праздновать или не праздновать свой день рождения – это выбор каждого.

«НАДЕЮСЬ, ЧТО И  ДАЛЬШЕ БУДУ УЧИТЬСЯ»

- У кого вы учились в Турции?

- Я наблюдал в интернете, что раздувают тему моего обучения в Турции… Но кроме Турции я учился и в Дагестане, и в Казани – в этом году получаю диплом Российского исламского института. Вернувшись в Татарстан и работая имамом, я продолжал свое обучение, чтобы получить диплом российского образца.

Надеюсь, что и дальше буду учиться. Я очень хотел постичь науку хадиса именно у тех ученых, которые имеют цепочку до Пророка. И через современные информационные технологии такого ученого мы нашли в Марокко – это шейх Абдуррахим Саид Ликрим бин Нахиль. Это очень известный ученый, он обучался в Дамаске, имеет много разрешений на различные книги. Сейчас он преподает в университете города Макнас.

Через Skype я обучался у него, но этого не хватало: чтобы встроиться в «цепочку», нужно выполнить одно условие – увидеться со своим учителем хотя бы раз в жизни. Мне повезло – ученый приехал в Казань, был здесь уже два раза по приглашению РИУ. И я получил от него иджазу – разрешение на преподавание 6 сборников достоверных хадисов.

«В 2008 ГОДУ ОБЩИНА ВЫБРАЛА ИМАМОМ»

- Вы несколько лет работали имамом…

- Точнее – с 2008 года был имам-хатыбом мечети «Тынычлык» в поселке Мирный.

- Почему именно в этой мечети? Вас кто-то туда направил?

- Меня пригласили туда знакомые. Имам этой мечети был пожилым и хотел видеть в своих помощниках молодого хазрата. Сначала я ему помогал, а когда ему было больше 80 лет, он ушел. И община выбрала меня имамом. С тех пор я там и работал.

- Два года назад вы оказались в Духовном управлении мусульман РТ…

- В Духовное управление меня пригласил Илдус хазрат Файзов, и он поручил мне возглавить издательский отдел. Мы занимались переводом различных книг, подготовкой их к изданию. Пока издано мало, потому что мы делали упор на переводы.

- А сколько издано книг?

- Думаю, пять-шесть. В прошлом году мы проделали огромную работу по изданию казанского Корана «Казан басмасы». Трудность была в том, что были опечатки, поскольку книгу много раз сканировали, и появлялись какие-то непонятные знаки. Нам надо было его почистить – на это ушло четыре месяца. И в прошлом году под руководством Илдуса хазрата книга была нами переиздана. Мы также перевели около 20 различных трудов, а в этом году начнем их издавать.  

- Какие труды будут изданы?

- Например, известный труд Ахмада Хади Максуди «Гыйбадате исламия». Да, эта работа несколько раз переиздавалась. Как известно, сам труд был написан на старо-татарском языке, был переведен и издан много раз, но книга, которая была переведена, была издана в 1917 году. Мы же нашли более ранний вариант 1913 года и обнаружили, что есть некоторые отличия. Эту книгу мы перевели на современный татарский и русский языки. В ближайшее время книга уже будет издана 10-тысячным тиражом.    

Также издаем труд Ахмада Хади Максуди «Книга алфавита», изданный в 1917 году. Ее мы перенабрали на компьютере. Есть книги по ханафитскому мазхабу, которые состоят из 700 страниц. У нас огромные планы по восстановлению исторических книг.

Как известно, 2013 год Духовное управление объявило годом Шигабутдина Марджани, которому в этом году исполняется 195 лет. У него есть около 30 трудов на арабском языке. Мы много говорим о своем наследии, а когда нам говорят: покажи, мы этого сделать не можем. И здесь цель - даже не перевести книги, а хотя бы сохранить их. Они лежат в библиотеках.

Например, один сотрудник РИУ показал файлы книги Марджани по толкованию древней науки основ шариата (усуль аль-фикх), которую он нашел в Египте в библиотеке. А у нас о такой книге ничего не известно. Эта книга на арабском языке, перевести ее будет очень трудно, потому что даже преподавать эту науку очень сложно. Наша цель – хотя бы перенабрать ее на арабском языке и показать миру, что она у нас есть.

- Прежде чем издавать, мы думали – нужна ли книга, о чем она? Советовались с Илдусом хазратом. Решения не были спонтанными. И только после этого начинали перевод.
- Во время работы по изданию книг у вас были проблемы с ФСБ, которая, как известно, борется с экстремистской литературой?

 

«ЕДИНОГЛАСНО ВЫДВИНУЛ ПЛЕНУМ МУХТАСИБОВ»

- Именно Илдус хазрат предложил вашу кандидатуру вместо себя на должность муфтия?

- Последние три месяца я был его заместителем по научной работе, и то, что стал исполняющим обязанности муфтия, – это естественный процесс.

- Сколько всего замов у муфтия?

- На тот момент было два – первый зам и зам по научной работе. Поскольку первый зам изъявил желание вернуться на работу в Российский исламский институт, осталась только моя кандидатура. А впредь у муфтия предусматривается четыре заместителя.

- Получается, что Илдус хазрат выдвинул вас в свои преемники?

- Меня единогласно выдвинул пленум мухтасибов. Вы меня не знаете, потому что я сидел в Духовном управлении, занимался научной деятельностью. А вот что касается мухтасибов, то они меня знают, потому что я тесно общался с религиозными людьми, отвечал на их вопросы по основам шариата, был членом совета улемов.

- Вам не страшно брать на себя ответственность в столь непростое время для мусульманской уммы Татарстана?

- Страшно. Очень страшно.

- Своя команда у вас есть?

- Конечно. В нее вошли Илдар хазрат Баязитов, который будет руководить социальным направлением, в том числе молодежным движением и союзом мусульманок. Рустам хазрат Батров руководит научными проектами, в том числе УМО – учебно-методическим объединением. Нияз хазрат Сабиров будет заведовать деятельностью экспертного совета, отдела пропаганды и отдела по взаимодействию с УФСИН. Планов очень много – и по стандартизации религиозного образования, и по выпуску журналов, хотим издать религиозный календарь.

- О чем вы разговаривали во время встречи с президентом Татарстана?

- Я высказал свое видение по некоторым вопросам. Общались, пили чай, даже шутили… Считаю, была очень продуктивная беседа.

- Ваши противники говорят, что вы ставленник аппарата президента. Что на это вы можете сказать?

-  Как вы знаете, Духовное управление – это общественная организация, и ее существование зависит от желания мусульман. Если мусульмане не будут меня воспринимать, что мне там делать? Если я смогу принести пользу мусульманам на этой работе, что-то поменять к лучшему, то я буду только рад. И если это будет, то это будет решение самих мусульман.

- Не считаете свой молодой возраст недостатком для этой работы?
«ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НЕ СОВЕТУЕТСЯ»

- Молодость – это такой недостаток, который быстро пройдет…

- Вас воспримет старшее поколение?

- Как говорит наш Пророк, тот, кто не проявляет уважения к старшим и не проявляет милосердия к младшим, тот не из нас. Мы всегда будем уважать старших. У нас есть шура аксакалов - совет старейшин, есть старший казый - судья, с которыми мы всегда будем советоваться. Ошибается тот, кто не советуется. Я не могу взять груз всей ответственности только на себя одного.

- Как вы оцениваете обстановку в Татарстане?

- У Татарстана есть свое направление – он всегда отличался своей толерантностью. И если кто-то будет упрекать нас в том, что были исключения в виде июльских событий прошлого года, то ни одно исключение не портит правило.

Мы должны укрепить единство мусульман, но в рамках ханафитского мазхаба татарского богословского наследия. Объединиться, но не на их условиях, а на наших. Я считаю, что татары - такой народ, что практически любой вопрос могут решить за чашкой чая.

«МЕНЯ ДАЖЕ КТО-ТО НАЗВАЛ ФАНАТОМ ХАНАФИТСКОГО МАЗХАБА»

- Вы относитесь к общине «Исмаил ага», однако лидер этой общины Ахмет Джубили выступал в поддержку чеченских боевиков. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент. (Рамиль Султанов)

- Мечеть «Исмаил ага» – это одна из нескольких тысяч мечетей Стамбула, и к ее общине я никак не могу относиться. Я отношусь к общине мечети «Тынычлык», потому что хожу в нее. А когда я в Стамбуле изучал Коран, просто недалеко жил от этой мечети. Что касается Ахмета Джубили, то он не является лидером этой мечети. Может быть, он появился там один-два раза в год. У мечети есть имам, он и является ее лидером.

…Кто-то просто поднимает истерию вокруг того, что я учился в Турции. Почему-то никто не говорит, что я учусь в РИУ.

К какому ответвлению суфийского тариката Накшбанди вы себя относитеРасскажите, пожалуйста, об его особенностях.(Дамир) Сделаете ли вы обязательным критерием для имамов, подведомственным работе ДУМ РТ, быть членом тариката Накшбанди? (Искандер)

- Для нас приоритет – это ханафитский мазхаб. Меня даже кто-то назвал фанатом ханафитского мазхаба. И никто никогда от меня не слышал, что я принадлежу к какому-то тарикату. И не найдете ни одного человека, которого я призывал бы в тарикат.

Всех верующих Татарстана мы должны привлечь к ханафитскому мазхабу, правильной акыде, быть богобоязненным. А быть аскетом мы никого заставить не можем. К этому мы и не должны призывать. Люди даже простых вещей не знают в ханафитском мазхабе, где уж говорить о высоких материях?! Научить бы правильно читать намаз, наладить взаимоотношения в семье...
Что касается имамов, то у нас, во-первых, есть устав, по которому мы работаем согласно ханафитскому мазхабу. Тарикат – это путь духовного развития, который раньше был всегда присущ татарскому народу. И все известные исламские ученые - Марджани и т.д. – были суфиями в этом понимании. Суфизм – это путь духовного саморазвития, самопознания. И это абсолютно личное дело – сколько человек восхваляет Аллаха ночью у себя дома.

 

«НИ ОДИН ИЗ ЗАБЛУДШИХ ЗАБЛУДШИМ СЕБЯ НЕ СЧИТАЕТ»

- Вы сказали, что во времена распространения ислама разные народы вносили в него свои традиции и учения, а вы стремитесь к истокам ислама. Но ведь и салафиты ратуют за чистоту ислама…

- Не каждый, кто надел белый халат, может считаться врачом… Мы считаем, что суннитское течение ислама – это четыре правовых школы, четыре мазхаба. На территории России распространены два из них: в Поволжье – ханафиты, на Кавказе – шафииты. Это традиционные мазхабы для данных территорий. Духовное управление действует на основе своего устава, а в нем прописан ханафитский мазхаб.

Естественно, ни один из заблудших заблудшим себя не считает. Но наши деды придерживались именно этого мазхаба. Конечно, не все его понимают правильно, и требуется проводить ликбез – печатать литературу, обучать, показывать, каков настоящий ислам.

- Как вы относитесь к вопросу выборности мулл, муфтиев в Татарстане и в России? Как вы знаете, наш Пророк как-то сказал: «Выбирайте себе самых достойных имамов». Т.е. принцип выборности имамов в мусульманской умме заложен 1400 лет назад (orel1951).

- В исламе было две позиции. Когда наш Пророк не мог присутствовать на молитвах, он оставлял вместо себя Абу Бакра - своего ближайшего друга. После ухода из этого мира нашего Пророка мусульмане выбрали Абу Бакра, так как на него было указание Пророка, он был самым достойным среди них. Потом были выборы, и Усман выиграл у халифа Али на один голос. Он правил 12 лет, после чего 6 лет правил Али.

Но в арабских странах и в Турции в мечетях не выбирают имамов, они назначаются. Мы в России в этом вопросе – самые демократичные. Если посмотреть на практику, то махалля мечети выбирают имама, а потом предлагают его муфтию, который утверждает его. Может быть, это и выглядит как назначение, но на самом деле имама выбирают. Если имама назначили, а он не знает прихожан мечети, не общался с ними, и они не хотят видеть в нем имама, то он просто не сможет там работать. Выборность, желание народа все равно есть. И у нас это сохранилось лучше, чем у других.

«ПЕРВОЕ - ЭТО УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА МУСУЛЬМАН»

- С какой программой вы идете на выборы муфтия РТ? Какие проблемы мусульманской уммы вы видите? (Рустам Хамидуллин)

- Моя программа – это все, что наболело. Во-первых, два года назад на курултае всех мусульман было обозначено, что свою работу Духовное управление будет вести согласно ханафитскому мазхабу. Надеемся, что так будет продолжаться и впредь.

Первое, о чем хотелось бы сказать, это об укреплении единства мусульман, потому что это очень важно. У нас могут быть различные мнения, потому что все мы разные люди, и это нормально. Даже пальцы одной руки все разные, но они должны быть вместе. И Господь сказал, что все верующие – братья. То есть вокруг этого мы должны находить общий язык. Но мы никогда не найдем общего языка с террористами и всеми теми, кто призывает к совершению зла. С ними у нас диалога не будет.

Второе – это формирование хорошего имиджа ислама. Имидж есть, просто мы не работали над собой и не можем показать его. Над имиджем надо работать.

Третье – социальное служение. Большая социальная работа со слепыми проводится в мечети «Сулейман», а имам этой мечети Илдар хазрат Баязитов - в нашей команде, он будет руководителем социальных проектов. У него есть колоссальный опыт, старание, желание. Сегодня мы нуждаемся в реабилитационных центрах для алкоголезависимых людей, для вышедших из мест лишения свободы. Осужденные сами говорят, что не знают, что им делать, потому что некуда возвращаться. Есть проблема и с инвалидами. Всем им нужно протянуть руку помощи. Сегодня на улице Серова строится учебный центр на 2,5 тысячи квадратных метров для незрячих людей, рядом будет мечеть.

Пятое – это трудоустройство молодых кадров. Обязательно надо продумать помощь мечетям. Порой бывает так, что имам вместо того, чтобы заниматься нравственным воспитанием, вынужден искать средства для содержания мечети. Сегодня все работы в мечетях выполняются на общественных началах. Нужно продумывать различные варианты, например, в ряде городов есть такой опыт, когда махалля делают членские взносы.
Четвертое – исламское образование. В свое время активисты за свои деньги объехали все медресе, изучили их опыт. Затем было решено создать УМО – учебно-методическое объединение, составить религиозную учебную программу, подобрать нужные книги. Вообще, есть такая мечта – вести обучение по книгам наших ученых, потому что по каждой науке есть труд, написанный рукой татарского ученого. У нас также есть необходимость воспитать собственных ученых международного уровня, чтобы они знали арабский язык, разбирались в науках, чтобы их признавали во всем мире. И для этого у нас есть фундамент – Российский исламский институт. Возможности есть, необходимо только желание.

Проблемы казанских имамов и деревенских имамов сегодня совершенно отличаются: если казанских больше заботит решение идеологических проблем, то деревенские озабочены хозяйственными вопросами - как бы газ сделать подешевле… И зарплата у всех разная – она зависит от размера прихода, от места расположения мечети. Правда, некоторые имамы занимаются и параллельной работой – издают книги, держат магазинчик.

Казань всегда была духовным центром татарского народа, а татары – вторая по численности нация в России. Мы первыми на территории нашей страны приняли ислам, более того, даже раньше, чем некоторые арабские страны. Сегодня в стране 80 процентов имамов  – это татары. Нам есть чем гордиться, но при этом не надо забывать, что мы – пример. К сожалению, не все казанские имамы понимают свою значимость. И вокруг этого статуса надо объединяться и строить свою работу. Отрадно, что в этом году состоится четвертый съезд татарских религиозных деятелей России.

«НАДО ПОКАЗАТЬ КРАСОТУ ИСЛАМА»

- Хотелось бы уточнить некоторые пункты вашей программы. В исламе есть традиция социальной работы?

- Конечно! Например, 200 - 300 лет назад даже была комиссия, которая смотрела за благополучием диких животных в лесу, чтобы они были сытыми и не приходили в деревню. Просто мы порой забываем свои традиции. А ведь проблемы, которые поднимаются сегодня, были и 100, и 200 лет назад. Наши предки уже ответили на многие вопросы.

Вы сказали, что надо менять имидж ислама. А что надо показывать?

- Красоту ислама. Надо показать то, к чему призывает ислам. Самое главное – люди видят отношение к ним, чувствуют, когда к ним относятся искренне. Именно эта искренность завоевывает сердца.

…Когда Пророк в Медине был не только пророком но и правителем, его соседом был неверующий, который каждый день бросал мусор на его пути. И Пророк не ругался с ним, а просто убирал этот мусор. Это продолжалось долгое время. И как-то раз Пророк не увидел мусора и решил узнать, что же случилось с соседом. Сказали, что он болеет. Тогда Пророк пришел к нему. Тот был обескуражен: почему ты ко мне пришел? Пророк ответил, что его религия призывает к миру, к хорошим отношениям с соседями. Сосед находился на смертном одре, а в такие моменты сердце более тонко воспринимает подобные вещи, и он, увидев искренность в лице Пророка, сказал: «О, отец Касыма, дай мне свою руку – я присягну тебе». И он принял ислам. Надо брать пример с Пророка!

 

Справка

Камиль Самигуллин родился 22 марта 1985 года.

Религиозное образование:

2003 год - учеба в Северо-Кавказском исламском университете (г.Махачкала).

2004 - 2007 гг. – обучение в медресе Стамбула с получением иджазы (разрешение на преподавание шариатских наук) с иснадом (непрерывной цепи преемственности до самого Пророка (сгв), который проходит через Абу Ханифу) по фикху, усуль фикху, акыде, усуль хадису, хадису, хусну хатту, сарфу и нахву. Также имеет иджаза на преподавание 6 сборников достоверных хадисов от шейха Абдуррахима Саид Ликрим бин Нахиля (Марокко).

2013 год – получил образование на факультете исламских наук Российского исламского университета.

Свободно владеет арабским и турецким языками.

Место работы:

2008 год - избран имам-хатыбом казанской мечети «Тынычлык».

С 2011 года - руководит издательским отделом ДУМ РТ.

Заместитель муфтия по научной работе, член президиума ДУМ РТ, член совета улемов ДУМ РТ, советник главного казыя РТ, руководитель экспертного совета ДУМ РТ.

С 6 марта 2013 года – исполняющий обязанности муфтия РТ.

Автор: Татьяна Завалишина, Фото: Сергей Елагин
подписаться на канал
Комментарии 11
  • Дай Аллах Камилю хазрату возможность принести пользу Исламу и исламской умме! Да убережет его Аллах от фитны! Амин. Братство и искренность в служении - основа довольства Аллаха и успеха в служении Исламу и Корану.
    (5146)
    15 апреля'2013 в 16:49
    • Arslan, амин! Пусть Аллах убережет его от козней трехбуквенных шайтанов в погонах!
      (-49)
      15 апреля'2013 в 19:43
      • Радует его желание сплотить Умму, пусть Аллах ему поможет.
        (844)
        15 апреля'2013 в 20:09
        • Даже если человек искренен ,это ещё не означает,что он установит Ислам в жизни мусульман и удовлетворит их интересы,например,если искренний мусульманин стал президентом,он не сможет внедрить исламские законы потому как его полномочия ограничены демократией.ДУМ также имеет рамки за пределы которых власть не позволит ей выйти.
          (2)
          15 апреля'2013 в 21:14
          • в 1ю очередь надо было не шутить и чай пить с муртадом,а с простыми мусульманами встретиться
            (239)
            15 апреля'2013 в 22:06
            • Пока ни чего плохого о новом муфтии не слышал.

              Пусть Аллах даст в нем баракят!
              (-2)
              16 апреля'2013 в 00:27
              • farit59, а вы, брат, наверное, сердце его распороли и прочитали, что он муртад! В вас сидит некое высокомерие!
                Пророк Мухаммад, салляллаху алейхи ва саллям, никого в лицо не назвал мушриком, мунафиком, кафиром!

                измените свой Ахляк
                (54)
                16 апреля'2013 в 12:21
                • cердце я распороть не могу,а поступки вижу
                  (239)
                  16 апреля'2013 в 15:12
                  • Абу Абдуллах, Амин
                    (165)
                    16 апреля'2013 в 15:48
                    • Arslan, амин
                      (730)
                      17 апреля'2013 в 12:40
                      • zamzam, амин
                        (730)
                        17 апреля'2013 в 12:40